"Эмоциональный интеллект в действии" - интервью с бизнес - тренером Андреем Поздеевым
Создано: 03 сентября 2014
Просмотров: 2012
"Эмоциональный интеллект в действии" интервью с Андреем Поздеевым

Эмоциональный интеллект. Говорят, что определений этого понятия столько же, сколько и учёных, занимающихся его изучением. Так ли это и почему?

Определений эмоционального интеллекта действительно много. Каждый исследователь, который погрузился в тему взаимодействия рационального и эмоционального, начинает создавать определение, которое отражает его понимание взаимодействия эмоций и интеллекта. Соответственно, каждый исследователь также предлагает свою структуру эмоционального интеллекта, отталкиваясь от понимания важности тех или иных компетенций.

Я предпочитаю определение и структуру эмоционального интеллекта Д. Мэйера и П. Сэловея. Эти два исследователя в 1990 году ввели в психологию понятие эмоционального интеллекта, определив его как способность человека воспринимать и выражать эмоции, понимать их, объяснять и ассимилировать, контролировать собственные мысли и эмоции других.

Если мы внимательно присмотримся к данному определению, то увидим, что оно состоит из компетенций, а не объясняет суть, может быть, именно поэтому и появилось такое множество определений термина «эмоциональный интеллект».

Некоторые даже считают, что высокий EQ (коэффициент эмоциональности, англ. emotional quotinent) гораздо важнее для человека, чем высокий IQ. Вы согласны с этим?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассказать об исследованиях, которые позволили выделить компетенции эмоционального интеллекта. Психологи давно искали секрет успеха, почему при равных условиях, таких как престижность образования, социальное окружение и академические успехи, одни достигали значимых высот в социуме, а другие ? нет. При этом в исследования попадали люди с уже изначально высоким интеллектом, окончившие престижные вузы. И даже потом, когда концепцию стали распространять с руководящего звена на других сотрудников, например, менеджеров по продажам, уровень интеллектуального развития брали примерно один и тот же. Таким образом, на старте все участники имели один уровень развития рациональной составляющей. Лидеры этой социальной «гонки» обыграли соперников за счёт особых компетенций, которые относятся к эмоциональной составляющей личности. Компетенции, которые проявили лидеры, и вошли в структуру эмоционального интеллекта.

Я часто привожу метафору, что эмоциональная и рациональная части человека ? это две ноги. Кто придёт к финишу быстрее: тот, кто использует обе ноги или тот, кто усиленно пытается прыгать только на одной? Ответ, я думаю, очевиден. 

Что скажете о популярной сегодня на Западе поговорке «IQ даёт тебе работу, а EQ – карьеру»?

Полностью согласен с этой поговоркой. И ещё раз повторю, что обе части личности должны быть гармонично развиты, нельзя эффективно достигать результатов в сложившемся социуме, используя преимущественно только логику или только эмоции.

В чём преимущество эмоций перед интеллектом?

Вопрос очень многогранный, давайте осветим его с нескольких сторон.

Первое: в идеале эмоции и интеллект должны работать как партнёры, не доминируя друг над другом, ? именно этому учат на тренингах по развитию эмоционального интеллекта.

Второе: эмоции и интеллект ? это не две отдельно стоящих и существующих структуры головного мозга, это единая взаимосвязанная структура, и изменение в одной части автоматически ведёт к изменению в другой. Как эмоции влияют на интеллект, так возможно и обратное. Этот ресурс необходимо сознательно использовать в своей жизни.

Третье: эмоциональная часть мозга ? более древнее образование, и бывают ситуации, когда она может забрать управление поведением человека на себя. В этом случае поведение характеризуется своей примитивностью и малой эффективностью. Примером такой ситуации может служить экстремальное происшествие, когда на фоне пожара или землетрясения человек может застыть как вкопанный, спрятаться или бегать по кругу. Именно в этом случае его поведением руководит эмоциональная часть.

Даже при рассмотрении всего трёх сторон этого вопроса можно сделать вывод, что эмоции и интеллект должны работать в тесной связи ? не доминируя, а дополняя друг друга. Говорить о преимуществах одной из частей (рациональной или эмоциональной) не имеет смысла, так как без своего alter ego поведение будет совершенно непродуктивным.

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? 

Зависимость прямая. Именно компетенции эмоционального интеллекта позволяют эффективно руководить людьми. Давайте вместе найдём ответ в следующем кейсе. Представим ситуацию: есть руководитель, который может «считать» эмоцию собеседника, может понять причину её появления и прогнозировать последствия, к которым она приводит, а также знает, как сменить эту эмоцию. Будет ли такой лидер успешнее другого руководителя, который даёт задания, ставит временные рамки, делает промежуточные срезы выполнения работы и полностью игнорирует эмоциональный фон?

Я, конечно, утрирую, но смысл всё равно сохраняется. Однако вы можете обратиться и к личному опыту: вам комфортнее с человеком, который может вас эмоционально «заразить» или с человеком, который без интереса относится к вашему внутреннему миру?

Как эмоциональная компетентность оказывает влияние на результативность управления организации?

Результативность управления организацией во многом зависит от эффективности лидера. Именно поэтому тема совершенствования компетенций эмоционального интеллекта и получила такой широкий интерес, так как напрямую коррелирует с финансовыми результатами организации. В организации, где работают руководители с высокими показателями EQ, прибыль больше, а текучка персонала меньше. Даже продавцы с высоким эмоциональным интеллектом показывают результаты продаж, в разы превышающие коллег, у которых эмоциональный интеллект средний или ниже среднего.

Так ли сильно важна эмпатия в бизнесе?

Давайте сначала дадим определение слову эмпатия. Эмпатия ? осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Таким образом, эмпатия помогает посмотреть на происходящую ситуацию глазами своего собеседника, понять его точку зрения. В начале 1990-х годов был открыт физиологический механизм эмпатии, и на данный момент физиологи связывают механизмы эмпатии с деятельностью зеркальных нейронов.

Важно ли понять, что чувствует твой собеседник, посмотреть на ситуацию его глазами? Я уверен, что для человека, который умеет осознавать и использовать для принятия решения эти сигналы, души людей ? открытая книга. Правильное использование эмпатии многократно увеличивает эффективность принятия решений. Однако неумение управлять эмпатией, то есть в какие-то моменты «выключать зеркальные нейроны», может привести к эмоциональному переутомлению.

А как же известное высказывание «ничего личного ? только бизнес»?

Действительно, высказывание известное и часто употребляется. Однако давайте сделаем шаг в сторону и посмотрим на бизнес со стороны. Весь бизнес можно поделить на два фронта. Первый ? бизнес, в котором важны отношения и который ориентирован на долгосрочное взаимодействие с клиентом (сервисная поддержка, допродажа или продажа последующей партии товара). Второй ? бизнес, ориентированный на разовые продажи. Именно ко второму варианту ведения бизнеса можно отнести данное высказывание, где важно продать, а не получить клиента ещё и на перспективу.

Если смотреть на бизнес в России, то видно, что многие компании уже заняли свои ниши и им выгодны долгосрочные отношения, а не разовые продажи. Это ещё одна причина, почему развитие эмоционального интеллекта вызывает всё больший интерес, в том числе и в нашей стране.

Но есть и оборотная сторона медали. Некоторые люди настолько глубоко настроены на других, что им трудно работать в среде, где существуют постоянные сложности с построением взаимоотношений. Так всегда ли нужно быть открытым?

А никто и не говорит о постоянной и безоговорочной открытости. Человек с высоким эмоциональным интеллектом в каждой ситуации будет вести себя соразмерно. Постоянная открытость, действительно, эмоционально изматывает и даёт другим «ниточки» для манипулирования. Этого стоит избегать. 

Эмоциональный интеллект подразумевает управление своими эмоциями. Как можно этому научиться?

Действительно, компетенции, которые венчают структуру эмоционального интеллекта, позволяют управлять своими эмоциями и эмоциями своего собеседника.

Можно разбить течение эмоционального состояния на три этапа, на каждом их которых используются строго определённые техники:

  1. Этап подготовки. Мы знаем, что нам предстоит встреча со стимулом, который вызовет у нас эмоции (презентация, встреча с руководителем и др.). На этом этапе мы уже можем подготовиться к взаимодействию, то есть ослабить ненужную нам эмоцию и вызвать ту, с которой нам будет комфортно.
  2. Этап переживания. Непосредственное взаимодействие со стимулом, который вызывает эмоции, то есть на этом этапе переживается эмоция. Техники этого этапа направлены на то, чтобы уменьшить интенсивность переживания. 
  3. Переоценка. Ситуация прошла, и мы уже можем посмотреть назад, взять нужный опыт, а также избавиться от ненужных остаточных эмоций.

Весь спектр техник по управлению эмоциями также делится на три уровня: 

  • Уровень тела, то есть техники, которые позволяют менять эмоции, работая с физиологией.
  • Уровень эмоций, то есть техники, которые позволяют менять эмоции, воздействуя или меняя элементы эмоциональной сферы.
  • Уровень разума, то есть техники, которые позволяют изменить направление течения эмоции через применение комбинаторного мышления.

У нас появляется чёткая схема работы, в зависимости от этапа эмоционального состояния и уровня (тело, эмоции, разум), на котором можно поработать с эмоцией в той ситуации, в которой вы находитесь.

Если говорить об управлении своими эмоциями, то здесь доступен весь спектр техник, а вот управление эмоциями собеседника ? это гораздо более тонкая тема. В деловой коммуникации, по сути, остаются одни ворота входа в эмоциональную сферу собеседника ? это его мышление. Эмоции собеседника будут зависеть от того, насколько вам удастся настроить мышление вашего оппонента на нужное вам восприятие события и удержать его там. Тема комбинаторного мышления интересна и многогранна, именно оно позволяет выделить нужную перспективу ситуации и направить на неё мышление и эмоции собеседника.

Секрета в управлении своими эмоциями и эмоциями собеседника нет. Надо освоить ряд техник и практиковать. Чем больше практики, тем заметнее результат. Тут всё как и в обычной жизни.

Так ли необходимо уметь читать язык тела? Для чего?

Тело всегда отражает процессы, происходящие у нас в голове, определённым эмоциям свойственен свой язык тела. Он может дать ещё одну подсказку, которая укажет наблюдательному собеседнику, что творится в душе у его партнёра.

Язык тела, мимика в виде эмблем и микродвижения мимических мышц ? в комплексе всё это служит достаточно надёжным индикатором эмоционального состояния. Если прибавить к этому ещё и голос, контекст ситуации и другие критерии, то уже с большой степенью достоверности можно говорить о переживаемой эмоции. А если мы знаем текущую эмоцию, то можем вычислить причину, её вызвавшую, и спрогнозировать мышление и поведение человека. 

Обладая знаниями, которые позволяют понять язык тела, мы всё-таки на шаг опережаем тех, кто не умеет его читать и применять на практике полученную с помощью него информацию.

Нужно ли работать над развитием эмоционального интеллекта и как это делать?

Вопрос риторический. Нельзя заставить человека развиваться личностно, если он этого не хочет. А для тех, кто нацелен на успех, кто хочет иметь конкурентное преимущество в виде своей эмоциональной энергии и знаний, компетенции эмоционального интеллекта выходят на первый план, так как именно их развитие позволяет стать не только более эффективным и успешным в бизнесе, но и более счастливым человеком.

Можно проявить эмпатию и гибкость, а можно прогнуться и позволить «сесть на шею». Как распознать эту грань, найти «золотую середину»?

Например, Д. Гоулман отнес к компетенциям эмоционального интеллекта и ассертивность, то есть способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него. Если у человека развит эмоциональный интеллект, то ему практически невозможно «сесть на шею», все такие попытки сразу же будут прерываться. 

Только желание стать лучше, действовать более эффективно и отсутствие страха понять не только свой внутренний эмоциональный мир, но и мир других людей позволят вам успешно совершенствовать компетенции эмоционального интеллекта. Чем больше в своей обычной жизни обращаетесь к этим компетенциям, тем большее влияние в вашей жизни они приобретают. Желаю, чтобы эмоции помогали вам достигать целей и работали совместно с разумом, что на порядок повысит любое ваше общение.

 

Наша справка об эксперте. Андрей Поздеев.

Ведёт тренинги и консультации по развитию эмоционального интеллекта с 2007 года. Реализовал первый в России проект по online-развитию компетенций эмоционального интеллекта «Дистанционный тренинг по развитию компетенций эмоционального интеллекта». Работал внутренним тренером в крупных западных фармацевтических компаниях, также имеет опыт создания внутренней системы обучения «start-up».

Базовое образование ? факультет клинической (медицинской) психологии Северного государственного медицинского университета. К тренингам подходит не только с точки зрения психологии, но и учитывая особенности физиологии и функционирования мозга.

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий, авторизовавшись через любую из представленных ниже социальных сетей:

               


Защитный код
Обновить