Эмоции основа принятия решения
Создано: 08 января 2015
Просмотров: 4645
Эмоции – основа принятия решения

Если я скажу, что вашим поведением управляют эмоции, то вы, скорее всего, мне не поверите. Человек привык думать, что в основе его действий всегда лежат размышления и не просто размышления, а непредвзятые, структурированные и рассмотренные с разных сторон и ракурсов логические выводы. Такое понимание причин, потенцирующих то или иное поведение далеко от реальности.

Давайте рассмотрим теорему «эмоции – основа принятия решения» под увеличительным стеклом.

Сначала возьмем в руки учебник по теории решений и разложим алгоритм принятия решения «по полочкам». Первое, необходимо найти и написать все возможные преимущества, оценить их по заданной шкале, а затем умножить на вероятность того, что они действительно могут случиться. Второе, с такой же щепетильностью необходимо проанализировать недостатки. Третье, из положительных ожидаемых значений вычтем отрицательные и в итоге мы получим фактическое ожидаемое значение. Уверен, что даже те, кто пишет учебники по теории принятия решений, проделывали весь этот алгоритм только один раз, когда, собственно, его и составляли.

Никто не принимает решения подобным образом. Почему? А потому что наш мозг не предназначен для проведения подобного анализа. Эволюционировали и выжили те особи, которые могли быстро принять решение и подстроить свое поведение, слишком задумчивые особи исчезли в пасти хищников. Мы потомки тех, кто способен использовать сокращенный вид мышления, так называемую эвристику.

Чтобы проверить мои слова ответьте на следующие вопросы:

- Как вы относитесь к алкоголю?
- Ваше мнение по поводу генно-модифицированных продуктов?
- Езда на мотоцикле без шлема – это допустимо?

Чтобы составить свое мнение вам понадобились доли секунды. Можно сказать, что это не жизненно важные вопросы и поэтому на них не тратиться умственные усилия для анализа. Хорошо! Тогда вспомните, как вы выбирали себе спутника жизни, много ли часов провели, раскладывая все «за» и «против»?

Тот процесс, который я описал выше, называется аффективной эвристикой. В данной статье под словом «аффект» мы будем понимать внезапный эмоциональный порыв, когда нам что-то нравиться или нет. Слова «какофония», «взрыв» вызывают негативные эмоции, а слова «счастье», «удовольствие» - положительные и самое главное, что между пониманием слова и возникновением эмоциональной реакции на него практически нет временного промежутка. Эмоция, возникающая на ситуацию, мешает нам рассмотреть отдельно риск и пользу. Я бы даже сказал по-другому, что эмоция управляет нашим восприятием риска и пользы в конкретной ситуации.

Прозорливый читатель может возразить, а мышление тоже должно вкладывать свою лепту в процесс принятия решения. Вкладывает, вы абсолютно правы, и чем более новая информация, тем больше зависит от мышления. В большинстве своем, если у нас уже есть эмоциональные шаблоны, то мышление только объясняет нам принятые нами эмоциональные решения.

Например, если вы хозяин боевой собаки и вдруг узнаете, что эта порода не так безопасна, как вы считали ранее, то мышление подскажет вам, что такой пес придаст вам еще больше мужественности, а, так же адреналина и самовыражения.

Все выше написанное можно считать философией, если бы не факты проведенных исследований, которые доказали огромное влияние эмоций на процесс принятия решений.

В аудитории Мичиганского университета сидят испытуемые. На экране перед ними мелькают китайские иероглифы, ни один присутствующий, разумеется, китайского языка не знает. Испытуемым необходимо определить свое эмоциональное отношение к иероглифу и распределить их в две колонки «Нравится» и «Не нравится». Испытуемые не знают только об одном, что перед каждым иероглифом на одну сотую долю секунды показывается лицо человека, которое может выражать радость, быть нейтральным или грустным. Вы уже догадались о результате эксперимента, что в колонку «Нравится» попали те иероглифы, которые показывались после радостного лица.

Еще один интересный эксперимент, который проводился в период с 1981 по 1997 год. Исследователи Дэвид Хиршлейфер и Тайлер Шамвей изучали зависимость между продолжительностью утреннего солнечного света и биржевой активностью. В наблюдение попали 26 бирж, вывод ученых может вызвать улыбку, но тенденция прослеживалась четко, если с утра светит солнце, то акции на бирже растут.

Таким образом, в ситуациях, когда принимается важное решение и за вами не гонится хищник, сознательно притормозите и разделите эмоции и аргументы. При общении с людьми ставьте себе целью понять, какой эмоциональный шаблон всплывает в душе собеседника на ту идею, которую вы транслируете. Вы всегда должны держать в уме, что даже если у вас есть «железобетонные» аргументы «за», они могут разбиться вдребезги об эмоциональное восприятие собеседника.

Добавить комментарий

Вы можете оставить комментарий, авторизовавшись через любую из представленных ниже социальных сетей:

               


Защитный код
Обновить